Был в Большом зале московской консерватории. Обратил внимание на странную вещь: по сторонам зала, у потолка, развешаны портреты. По 7 с каждой стороны, 14 сталбыть всего. И к каждому портрету подпись, причём якобы на старый русский манер. Я вовсе не знаток старой русской грамматики, и даже не совсем зануда, но "Чайковский" меня удивил. Тем более что в зале-музее Рубенштейна, что в холле, в старых афишках так прямо и написано: "Чайковскiй". Более всего не повезло портрету с подписью "Римский-Корсаковъ". Первая часть его фамилии написана была по новым правилам (а не Римскiй), вторая же - по старым.
Инет выдал простой ответ такому событию: в 1953 году, года Сталин на исходе жизни объявил очередную борьбу - борьбу с космополитизмом1, обнаружилось, что русских там маловато. А всё немцы да австрийцы. И быстро заменили, сделав паритет. Половина "наших", половина - "немцев". Новые подписи к портретам нудно было оформить так же, как и старые, чтобы не выбиваться из общего стиля. А орфографию к тому времени позабыли...
Но это мне кажется странным. В 1953 году помнящих ту орфографию, оставалось ещё немало. Да и всё ж консерватория, не деревенский клуб. Кроме того, это развенчивает устойчивый миф о "тщательности" подобных работ в СССР.
И есть у меня этакая конспирологическая мысль. Что оные космополиты просто так поиздевались. Мол, кому надо, поймут, а "комиссары" не заметят. Так и висят уже более полувека "безграмотные" портреты. Ну и верно - всё ж люди в консерваторию за музыкой ходят. А не за орфографией.
___________
1 У меня в общежитии был политехнический словарь - результат той борьбы. Изобретателем самолёта там значился Можайский, а паровой машины - Ползунов. К сожалению, я его там оставил, не стал брать этот кунштюк при выезде из общаги. Из-за массы, надо полагать...